10 вопросов Раду Поклитару

 

IMG_0870

Раду Поклитару,

успешный украинский балетмейстер, создатель и руководитель единственного в Украине театра современного балета «Киев Модерн-Балет», судья танцевального проекта «Танцуют все»

 

Юлия Козда: Раду Витальевич, ваши работы – это неожиданное прочтение всемирно известных классических театральных постановок. А как вы относитесь к экспериментальным постановкам молодых, неизвестных широкой общественности авторов?
Раду Поклитару: Я всегда с открытой душой отношусь к любым экспериментам и поддерживаю всяческие начинания любых хореографов, если они обращаются ко мне за помощью и за советом. Это относится и к ребятам из Киев Модерн-Балета, и к лицам из организаций, которые проводят как независимые фестивали, так и фестивали при поддержке Киев Модерн-Балета.

 

 

ЮК: Путешествуя или просто находясь на отдыхе, вы любите посещать оперу, театр? Можете ли вы абстрагироваться от хореографии и отдаться эмоциям?
РП: Разумеется, посещение театральных постановок входит в мою культурную программу во время путешествий или свободных вечеров в Киеве. Но полностью отдаться чувствам я не могу, потому что я всегда оцениваю постановку как профессионал. Это происходит на уровне подсознания. И я думаю, что так и должно быть.

 

 

ЮК: Что может послужить для вас вдохновением?
РП: Все что угодно. Это может быть встреча с каким-нибудь интересным человеком, беседа с артистом, прочитанное стихотворение, услышанная музыка, вспыхнувшая идея.

 

ЮК: 29 мая в Запорожье вы представили постановку «Лебединое озеро. Современная версия», а уже 18 и 19 июня в Киеве состоится премьера балета Женщины в ре-миноре. Расскажите подробнее об этой постановке. Планируете ли вы гастроли с ней?
РП: Да, 18 июня мы представляем одноактный балет «Женщины в ре-миноре» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, которая очень-очень отдаленно передает атмосферу пьесы Фредерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». Однако в пьесе Лорки все герои – женщины, я же пошел на эксперименты, о которых вскоре узнает зритель. Я с большим удовольствием гастролирую по городам Украины и готов рассматривать дальнейшие предложения. Не в моих правилах забегать наперед, вначале нужно увидеть спрос. С нетерпением жду реакции зрителей.

 

ЮК: Много ли сохранилось от первоисточника в вашей постановке «Лебединое озеро. Современная версия»?
РП: Нет, в постановке абсолютно изменен сюжет. Неизменной осталась лишь гениальная музыка Петра Ильича Чайковского. Это необычная сказка о принце, встретившем и полюбившем девушку, превращенную злым волшебником в лебедя. Мне хотелось создать балет – размышление о невозможности жить, изменяя своей истинной природе. Существование в чужой коже, проживание не своей жизни и судьбы – это страшный приговор. Маленький лебеденок, против своей воли превращенный в мальчика, должен будет пройти через страдания, удары судьбы. Любовь приходит к нему только в снах. В конце он получает свободу, но слишком поздно – нить жизни обрывается. Неотъемлемой частью постановки являются фантастические декорации, созданные сценографом Андреем Злобиным, и костюмы художника Анны Ипатьевой.

 

Лебединое озеро

ЮК: Эта постановка полна драматизма и страстей. Вы продолжаете выбирать исключительно трагические пьесы?
РП: Да, как это ни странно. Я считаю себя оптимистичным человеком, но обожаю насыщенные трагические постановки. Наверное, это компенсация.

 

ЮК: Танцевальный проект «Танцуют все» – это хорошая платформа для поиска новых талантливых танцовщиков для ваших постановок?
РП: За все время моей работы в проекте из огромной массы людей, которые проходят через жернова этого шоу, всего один человек попал ко мне в театр. Это Артем Шошин, участник пятого сезона «Танцуют все». Поэтому могу сказать, что отбор танцовщиков из этого проекта скорее исключение, чем правило. Мне важно, чтобы в человеке было что-то интересное, уникальное, просто танцевального мастерства мало. А Артем – именно тот человек, который смог прийти и доказать, что он может работать в профессиональном театре без стремления к звездности, славе. Ведь профессия танцора – это тяжелый труд и регулярные ежедневные занятия, которые в корне отличаются от работы в проекте.

 

ЮК: Кто является первым зрителем ваших постановок?
РП: Я. И именно я – самый строгий критик.

 

ЮК: А способна ли чья-то критика изменить сценарий вашей постановки?
РП: Ни в коем случае. Я очень открыт к обсуждению постановки с моими артистами, для меня также важно мнение моего ассистента, заслуженного артиста Украины Анатолия Козлова. Но в итоге конечное решение о судьбе моей постановки принимаю именно я.

 

ЮК: Как человек искусства, вы больше склонны прислушиваться к сердцу или доверять разуму?
РП: На мой взгляд, в человеке все должно быть гармонично. Поэтому всеми моими поступками и действиями движет душа, но они претерпевают путь долгих размышлений и взвешиваний. Пятьдесят на пятьдесят.

 

Беседовала Юлия Козда

Для журнала «Афиша» № 7-8 (202-203)