Путь искусства Елены Гончарук

13820863_914373852001504_1812668765_n

 

Елена Гончарук,

украинская оперная дива, обладательница титула «Женщина года», Посол Мира, лауреат премии Дмитрия Луценко, зав. кафедрой вокала Киевской Академии искусств, педагог эстрадного вокала КНУКиИ, художественный руководитель и главный дирижер хора, лауреат, а также член и глава жюри многих международных конкурсов.

elenagoncharuk.wix.com/elenagoncharuk

 

Беседуя с Еленой Гончарук, солисткой Национальной оперы Украины, на ум сразу приходит изречение Оноре де Бальзака о том, что постоянный труд — закон как искусства, так и жизни. И это неудивительно: выступая на лучших сценах Бельгии, Германии, Нидерландов и других стран, сотрудничая с выдающимися режиссерами и дирижерами Европы, Елена продолжает работать над собой, открывать новые грани своего безграничного таланта и ставить новые цели. В перерыве между концертами и записью телевизионной программы, я поговорила с Еленой об отношении к рок-опере, путешествиях и главных жизненных принципах для divamor.net.ua.

 

Елена, в детстве вы грезили стать балериной, но решили развивать в себе талант именно оперной певицы. Сложно ли было расстаться с перспективой профессии-мечты?

Действительно, балет был моей мечтой. Я ходила в балетную студию и у меня были успехи на этом поприще, но из-за травмы ноги я не смогла больше заниматься танцами. Поэтому весь свой творческий потенциал я направила в музыкальное русло.

 

 

А как вы считаете, талант оперного певца – это усердие и постоянная работа с раннего детства или же это врожденный дар?

Безусловно, оперное искусство – это большой труд, но без таланта нечего будет развивать и не над чем работать. Совершенствовать свой голос – обязательное условие, но помимо этого очень важным является режим: нельзя съесть мороженое, выпить холодную газированную воду и т.д., когда захочется, ведь это все не самым лучшим образом сказывается на качестве пения.

 

Как известно, Бразилия – это родина карнавальной жизни, а какая страна больше, по вашему мнению, дарит миру перспективных оперных исполнителей?

Ни для кого не секрет, что Италия является родиной оперы, но сегодня мы видим, что певцы из разных стран достойно представляют это искусство на мировой оперной сцене. Особенно приятно отметить, что много выходцев из постсоветского пространства, в том числе из Украины. Сейчас они занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах оперных певцов.

 

У вас 16-летний стаж преподавания эстрадного и академического вокала. Что вам ближе – вести преподавательскую деятельность или же блистать на сцене?

Я пока нахожусь в том прекрасном возрасте, когда могу сочетать и педагогический, и исполнительский таланты, как говориться, «играющий тренер» (улыбается – прим. ред.). У меня уже есть довольно большой опыт как в одном, так в другом деле, поэтому основная задача – правильно распределить время. Мне нравится преподавать, но больше, конечно, я люблю исполнительское творчество, и, я думаю, вам так скажет большинство артистов.

 

Не могу не вспомнить известную фразу героя Ричарда Гира из фильма «Красотка»: «Знаешь, когда люди первый раз слушают оперу, это нечто необыкновенное. Если людям сразу понравилась опера, они всю жизнь будут ее любить. А если нет —  потом смогут научиться ценить ее, но опера никогда не станет частью их души».

А каким было ваше первое знакомство с оперой?

Я выросла в городе, где нет оперного театра, поэтому мое настоящее знакомство с этим высоким искусством состоялось лет в 10-11. Мы тогда всей семьей ездили в Одесский оперный театр и от той поездки остались очень яркие детские воспоминания. Меня поразила как сама опера, так и помпезность и красота театра. Тогда я по-настоящему загорелась желанием стать оперной певицей.

 

Как ни крути – опера – это дорогое искусство, которое всегда было прерогативой высшего общества. На ваш взгляд, это плюс или минус?

Раньше, когда не было такого большого выбора развлечений, не только богачи посещали оперные спектакли. А потому на улицах можно было часто услышать понравившиеся мелодии из опер, которые распевали люди после спектакля. Опера была весьма популярным жанром искусства. Да, со временем, это стало прерогативой высшего общества.

Сейчас, я считаю, посетить оперный театр доступно людям с разным уровнем достатка, было бы желание. А для того, чтобы у человека возникало подобное желание, то хотя бы однажды он должен услышать оперу. Это настолько магическое искусство, что даже неподготовленный слушатель, побывав на спектакле, может полюбить оперу раз и навсегда.

 

Вы более 10 лет являетесь солисткой Национальной оперы Украины. Арии из каких произведений вам ближе в исполнении?

Мне очень близко исполнение арий как драматического, так и лирического наполнения. Поэтому я люблю как различные партии в целом, так и отдельные арии из них. Но, пожалуй, самыми знаковыми для меня являются партия Аиды, а также ария из оперы «Сила Судьбы» Джузеппе Верди и романс Сантуццы из «Сельской чести» Пьетро Масканьи.

 

По какому принципу вы выбираете произведения для своего репертуара?

По принципу красоты произведения и соответствия его моему голосу. Обычно я руководствуюсь тем правилом, что лучше получается та вещь, которая больше всего нравится. Иногда еще выбираю арии, которые очень сложно исполнять, таким образом заставляя себя больше работать, а в итоге получаю более усовершенствованное пение и мастерство.

 

23 мая 1969 года вышел знаковый альбом британской группы The Who, на обложке которой красовалась интригующая надпись «рок-опера». Как вы относитесь к такому концептуальному жанру театрально-музыкального искусства и, в частности, к коллаборациям с роковыми исполнителями?

В первую очередь, рок-опера – это все-таки больше роковое произведение, нежели оперное. Безусловно, довольно необычное, интересное и зрелищное. А я ко всему подобного рода интригующему отношусь тепло. Хотя самой мне не доводилось петь именно рок-оперу (я больше специализируюсь на поп-исполнении),  я не отказалась бы от подобного рода сотрудничества.

Возвращаясь к поп-опере, или как её еще называют – неоклассике или classical crossover – могу сказать, что в подобной обертке люди гораздо легче и лучше воспринимают оперное пение. А все что нравится зрителю, имеет право на жизнь. То же самое и с рок-оперой: сейчас в Украине очень активно развивается это направление.

 

 

Елена, вы много путешествуете. Где больше всего вам запомнился оперный перформанс?

Я очень люблю открывать для себя новые страны, новых исполнителей и театры, в которых ранее я не была. В моей жизни было много различных постановок, но вот так, навскидку, сразу вспоминается постановка оперы «Трубадур» берлинского театра с Пласидо Доминго и Анной Нетребко в главных ролях. Здесь все сошлось: было не только интересно слушать, но и смотреть. Сразу видна кропотливая робота и режиссерской группы, и костюмеров, и сценографов. Нет ничего лишнего – концепция постановки соблюдена от начала и до конца. Можно только сказать «Браво!»

 

А если говорить о полноценном отдыхе: в каких странах вы предпочитаете проводить отпуск или уикенд?

Я люблю все новое и неизведанное мной, поэтому при планировании путешествия учитываю именно этот аспект. Как пел Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Но, безусловно, моим любимым направлением является Европа, где можно не только отдохнуть, но и культурно обогатиться. Очень рада, что моя робота позволяет совмещать два любимых дела – путешествия и пение. Бывает так, что еду по работе, но заодно могу выкроить несколько дней и на отдых. Очень люблю нашу страну, а посему помимо отдыха за границей предпочитаю попутешествовать по украинским уголкам.

 

К слову о путешествиях, Вы не раз признавались, что любите готовить. Более того – привозите из разных стран особо полюбившиеся рецепты. Кухня каких национальностей произвела на вас наибольшее гастрономическое впечатление?

Да, кулинария – это еще одно моё хобби. Не могу выделить какую-то одну кухню, есть просто блюда, которые я люблю и часто готовлю. Обожаю спагетти, поэтому из каждой европейской поездки привожу упаковку определенной марки, которая мне больше всего по душе, оливковое масло и, по возможности, трюфели. И тогда могу почти каждый день дома готовить это блюдо, тем самым продлевая прекрасные моменты и воспоминания о путешествии.

 

 

Фешн для оперных див – особая ниша. Может ли случайно увиденное платье вдохновить вас на исполнение какой-либо роли?

Я очень тщательно слежу за тем, что я надеваю на сцену. Всегда скрупулезно отбираю наряды и продумываю, что больше подойдет под исполняемые мною произведения. Но бывает и наоборот: сначала я вижу платье, а потом подбираю, что я могу в нем исполнить, и иногда это сподвигает меня выучить новые арии или песни.

Для оперной певицы также немаловажным является удобство платья, и сильно тугие корсеты можно сразу отложить в сторонку, так как в них не очень комфортно дышать во время пения.

 

13699401_914375185334704_188694128_o

 

С кем из украинских и зарубежных дизайнеров вы сотрудничаете?

Я работаю только с настоящими профессионалами, поскольку внешний вид артиста на сцене очень важен, а именно с мастерами своего дела я могу быть уверена в результате. Очень важно, чтобы человек, который шьет тебе сложный наряд, понимал тебя на все сто процентов и мог легко воплотить задуманное. За это я очень ценю Маргариту Козак, так как она может пошить мне платье буквально с одной примерки, а следующая – уже непосредственно сам концерт.  У меня мало времени, поэтому иногда больше одной примерки мы не успеваем сделать по объективным причинам, и в таких моментах, конечно, спасает профессионализм мастера.

А еще я всегда обращаю внимание на молодых дизайнеров, ведь зачастую у них можно увидеть абсолютно нестандартные идеи. Мои любимые – Наталия Шуранскова и Лилия Стрельчук. В моем гардеробе также есть вещи и других дизайнеров – это и Стелла Шаховская, и Айна Гассе, и Елена Рева, и Андре Тан.

Что касается зарубежных дизайнеров, то я стала настоящей поклонницей итальянского подиумного бренда Isabel Garcia. Их вещи мне идеально подходят, как будто по мне шиты (смеется – прим. ред.).

 

Не секрет, что вы являетесь Послом Мира. В чем заключается ваша миссия и трудно ли, на ваш взгляд, делать счастливыми других людей?

Я была приятно удивлена и польщена, получив сей титул, но вместе с тем это еще и большая ответственность. Стараюсь своим творчеством привнести в жизнь людей гармонию, радость и душевное тепло, и, конечно же, главной целью является достижение мира на нашей планете.

Для счастья людям нужно немного, главное, чтобы человек сам мог найти в простых вещах то, что сделает его счастливым, и не гнаться за чем-то призрачным, кажущимся настоящим счастьем, но на самом деле не являющимся таковым.

 

Беседовала Юлия Козда

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить