Интервью с Евгением Синельниковым

0064

Вокруг света

Евгений Синельников,

главный режиссер TeenSpirit studio, режиссер, соавтор, соидеолог и ведущий тревел-шоу Орел и Решка

orel-i-reshka.com

 

Евгений, исколесив столько стран с программой Орел и Решка, можете ли вы назвать себя гуру путешествий?
Нет. Есть настоящие гуру путешествий. У меня всего-то 65 стран, а это не гуру (скромно улыбается – прим. ред.). Есть такое мобильное приложение, в котором я отмечаю после каждой поездки, какие места я посетил. «Гуру путешествий» очень громко звучит для меня. Просто по долгу службы я много и часто путешествую.

 
Вы родом из Запорожья. Признайтесь, скучаете ли вы по этому городу или место родного и любимого уже занял другой, куда всегда хочется вернуться?
Когда много путешествуешь, понятие «родной город» очень стирается в сознании. Есть привычка жить в гостинице, просыпаться каждое утро в новом городе, но ты все равно возвращаешься к людям, к друзьям, к родителям, к ребенку, к обществу. Не в город, не на проспект Ленина, ты возвращаешься домой, где живут твои родители. Запорожье для меня безусловно родной город, город моего детства, с которым у меня столько всего связано! Киев я тоже считаю таковым. В нем я живу даже больше, чем в Запорожье, если посчитать по годам. Украина для меня очень родная в принципе. До того, как поездить по миру, я объехал всю Украину с рюкзаком за спиной. И только потом я начал выезжать за ее пределы.

 
Вы изучали режиссуру, кино и телевидение в КНУКиМ. Вам изначально был близок туризм и тревел-шоу или с Орлом и Решкой все случилось волей случая?
Нет-нет. Дело в том, что я режиссер-документалист. Конечно, я изучал разные курсы, но я в принципе вырос на документальных фильмах. Когда мы создавали Орла и Решку, мы делали не столько тревел-проект, сколько документальный фильм. Такой себе микс между телевизионным форматом, где ведущий монотонным и достаточно сухим голосом говорит: «Посмотрите направо, это памятник Владимиру Ильичу Ленину» – и истинной документальной историей о реальном человеке, который не знает, почему он здесь и что в этом городе действительно интересного. Проект Орел и Решка состоялся, потому что он изначально был не телевизионным продуктом, а киношным форматом с совершенно другим повествованием, монтажом, драматургией и качеством съемки. Это было полноценное кино с живыми эмоциями. Когда мы только начинали, очень многие говорили, что у нас ничего не получится, что априори это невозможно. Нельзя снимать на фотоаппараты: синхронизировать после звук с видео – настоящая мука. Что мы видим сегодня? Все снимают на фотоаппараты.

 

Кто все-таки главный идеолог этого тревел-шоу?
Жанна Бадоева познакомила нас с женой Леной Синельниковой (генеральный директор в TeenSpirit studioприм. ред.) с Нателлой Крапивиной (генеральный продюсер в TeenSpirit studio – прим. ред.), и ныне мы являемся соучредителями и партнерами. Мы придумали сразу несколько вариантов передачи. Нателле понравилась версия Богач-бедняк (изначальное название программы Орел и Решка – прим. ред.), но нужно признать, что Жанна очень сильно повлияла на ход программы.

Это был наш первый телевизионный проект, ведь до этого мы снимали документальные фильмы, корпоративное видео, рекламу и т.д. Когда ты не знаешь, куда двигаться и что делать, ты пробуешь, пробуешь и еще раз пробуешь. Жанне, например, было сложно выговаривать информационные подводки вроде: «В Барселоне на улице Ла Рамбла есть рынок Бокерия», которую мы записывали раз 80. Но ей совершенно потрясающе удается выдавать эмоцию! И когда мы приехали в первый город, мы просто сделали на это ставку. Сделали ставку на возможные ошибки, на живого человека, который не льет потоками сухую информацию, а эмоционирует. Поэтому в какой-то степени она тоже является автором проекта.

А вообще автор идеи Катя Турова. Изначально у истоков этого проекта было три семьи: я с женой, Катя с Антоном (Катя Турова – креативный продюсер TeenSpirit studio, Антон Щербаков – режиссер TeenSpirit studio) и Жанна с Аланом. Алан Бадоев вообще появился в передаче в последнюю минуту, потому что уже нужно было ехать, а ведущего нам еще не удалось найти, и мы подумали, почему бы и нет. Все сложилось. Коллаборация – вот самое четкое определение нашей взаимосвязи, где каждый оказался пазлом общей картины. Это как футбол: ты можешь быть шикарным нападающим, но без защитника или, например, массажиста у тебя одного ничего не получится.

 

Расскажите, как вы стали соведущим в одном из сезонов Орла и Решки, расширив тем самым свои режиссерские обязанности? Ведь вы сказали, что в кадре чувствуете себя менее уютно. Почему? И, собственно, почему решились на эту авантюру?
Да, это правда была авантюра для меня. Предыдущий ведущий (Коля Серга – прим. ред.) решил полностью посвятить себя музыке и уйти из проекта. В институте у меня было четыре любимых предмета: режиссура, сценическая речь, операторское дело и актерское мастерство. По актерскому мастерству у нас был неимоверно сильный преподаватель Нина Владимировна Шарлапова. И даже был небольшой театр, где я смог получить опыт актерства, но режиссура всегда брала верх: это чуть-чуть другой уровень.

А ведущим я стал, потому что мы очень долго его искали. У нас вообще поиски ведущих не прекращаются никогда. Ведущие, режиссеры и выпускающие редакторы ищутся всегда. Так и в случае со мной. До этого мы сделали два года Орла и Решки, потом у нас с женой родился ребенок, и пока мы были в Киеве, другие ребята ездили на съемки, а мы тем временем создали Орел и Решка. Шопинг.

Параллельно мы искали ведущего на основной проект. И как-то я обмолвился операторам, что если будут плохо себя вести, я стану ведущим. Дело было в бизнес-лаундже цюрихского аэропорта. Периодически мы снимали крупным планом какие-то детали: когда в процессе основной съемки не успеваешь все, потом в аэропорту во время четырехчасового ожидания рейса можно легко что-то подснять. Как сейчас помню: проверяем отснятый материал, все прекрасно и хорошо. Как вдруг оператор говорит: «Ну что? А теперь твои пробы!» И я без задней мысли подумал: why not?
Когда не воспринимаешь все слишком всерьез, дело как-то срастается само собой: материал попадает на монтаж, вечером его монтируют, на следующее утро меня утверждают сначала в Киеве, потом в Москве. Все произошло по щелчку пальца, и в течение месяца я не мог осознать, что произошло. Признаюсь, было тяжело. Это совсем другая работа. Когда ты сидишь за кадром и смотришь на ведущего, ты недоумеваешь: как он не смог этого сделать или сказать? неужели он не понимает, что я ему говорю?! А сейчас я сам стою в кадре и слышу то же самое по отношению к себе (улыбается – прим. ред.).

В кадре ты совершенно по-другому думаешь и существуешь. Это сложно. Но дело наживное! Я считаю, что для данного проекта ведущие должны быть самими собой, без правильно поставленной дикции и ровной спины, потому что в первую очередь интересен живой человек, которого помещают в определенные обстоятельства, и он на них реагирует.
Самое сложное, когда ты и ведущий, и режиссер в одночасье. Самостоятельно себя снимать непросто. За пять лет у нас сложилась очень сильная команда, и оператор, к примеру, может развести любую мизансцену. У нас каждый – человек-оркестр! Бывали очень разные ситуации, когда кому-то из команды не дали визу или не пустили на границе, а съемки не перенесешь, и выход нужно искать в любом случае.

 

Марк Твен сказал, что нет лучшего способа узнать человека, чем отправиться с ним в путешествие. Если бы вам представилась такая возможность, кто бы это был и почему именно он?
Сложно сказать. Однозначно путешествие много раскрывает в людях. Но для меня, скорее, есть другая фраза: «Нужно поехать путешествовать самостоятельно, и тот человек, по которому ты скучаешь, по-настоящему важен и нужен тебе». Вот это моя фраза. Мне очень нравится путешествовать самостоятельно, нравится ощущение, когда ты один. Ты можешь много чего переосмыслить и понять.

 

Видите ли вы себя режиссером программ в кардинально другой сфере? Или туризм – это навсегда?
Конечно вижу. Параллельно с тревел-программами мы сделали три сезона Кухни с Дмитрием Шепелевым, Собачий пес. Просто так получилось, что за мной закрепился определенный статус. В будущем году я планирую приступить к съемкам кино и сериала. Планов очень много!

 
Наблюдая за вашими последними постами и закадровыми фото в ленте ФБ, так и хочется спросить: какой новый проект вы готовите?
Немного расскажу, не вдаваясь сильно в подробности (улыбается – прим. ред.). Это тоже путешествия, только не в формате богатый-бедный. Мы путешествуем по разным странам и анализируем мужчин: какие они в сексе, изменяют-не изменяют, нежные-агрессивные, домоседы-карьеристы, активные-лентяи… Какие они, французы, израильтяне?.. Правда ли, что испанцы – самые страстные? Это такой себе фильм-портрет про мужчин: как они живут, чего они хотят и к чему они стремятся.

 
В этом году стартует новый сезон: ваша съемочная группа отправляется в кругосветное путешествие на десять месяцев. Как долго вы вынашивали эту идею и какие цели ставите перед этим проектом в первую очередь?
О! Этот проект вынашивался два года. Мы болеем им очень давно, он очень сложный и трудоемкий Ведь, например, четыре стандартные программы – это 28 дней в пути, и все возвращаются выжатыми. Но в данном случае предполагается десять месяцев без возвращения домой в промежутках между сменой стран. И есть очень много технических нюансов с передачей материала, с начиткой… То есть снимаем и тут же монтируем, потому что будет ждать эфир.

Кругосветка – это однозначно непросто. Было довольно сложно с выбором стран и планированием интересного маршрута, ведь до этого мы уже отсняли более 108 стран! На сей раз собираемся посетить Иран, Катар, Боготу, Бангладеш, Бора-Бора, очень много опасной Африки… Очень хороший маршрут (заговорщически потирает руки – прим. ред.)! Плюс ко всему мы запускаем онлайн-сайт, который будет отслеживать все передвижения нашей команды. В Украине такой командировки еще не было, и мировые кругосветки мало кто еще делал за такой срок. Я в предвкушении!
Сложно было согласиться на эту кругосветную авантюру и ведущим. Открою секрет: одного ведущего пока мы не нашли, свое согласие дала пока только Регина Тодоренко.

yuzhnaya-amerika-chili-patagoniya-1546

Ваша работа, безусловно, занимает большую часть вашего времени. Тем не менее куда обычно вы отправляетесь с семьей на отдых?
С семьей я люблю отдыхать дома. Моя жена тоже очень много путешествует, поэтому когда мы собираемся вместе, хочется закрыться дома и просидеть вместе с нашим ребенком. Когда у меня есть время, я всегда приезжаю в Запорожье к родителям. Здесь я отдыхаю.

С семьей у нас был тур по Америке, по Карибам на лайнере, еще были на Бали, в Болгарии, Турции, Венеции, Париже… Выбрать маршрут для семейного отдыха на самом деле очень несложно. Даже если мы были в каком-то месте, мы поедем туда снова и откроем его заново. В один и тот же город сложно зайти на одной и той же ноте. Ключевую роль может сыграть и погода, и компания, и настроение.

Настроение в поездке очень важно: от него зависит то, как ты воспринимаешь информацию. Нью-Йорк, в котором я был раз 15, пока для меня непостижим – каждый раз это новая симфония. В тот раз ты ходил по Манхеттену, а в этот – поехал в Бруклин. С мегаполисами так всегда. А если ты приедешь, к примеру, в Гренландию, в Нуук, где население 15 тысяч человек, то там особо нечего делать, особенно если ты ограничен в бюджете. За день этот город можно посмотреть. Но если запланировать знакомство с китами и тюленями и выложить энную сумму денег, будет интереснее.

 

Вы склонны планировать поездки, находясь на отдыхе?
Когда как, 50 на 50. Когда жена ездила отдыхать в ЮАР, у нее был четкий план посещений. А когда мы летели в Венецию вдвоем, это была спонтанная поездка на день рождения. Если опыт путешествий небольшой, лучше все-таки их планировать, дабы получить максимум положительных эмоций. Но иногда уезжаешь, потому что хочется уехать, перезарядиться. Марокко и Перу – это такие уникальные страны, что неважно, где именно ты остановишься и куда пойдешь. Когда ты путешествуешь, ты смотришь на другие картинки, и чем интереснее и необычнее они меняются, тем круче.

 
А что вам ближе – расслабляться на берегу моря с книгой или карабкаться на Мачу-Пикчу?
Должен быть микс. Когда ты с рюкзаком куда-то взбираешься изо дня в день, оно надоедает. Или когда ты постоянно летаешь в Европу, ты ею тоже пресыщаешься. Когда ты летишь в тур вроде Латинская Америка – Европа – Азия, будет ощущение новизны и полноты эмоций. Мне нравится постоянно пробовать новое и лезть туда, куда, с первого взгляда, лезть странно или сомнительно.

 
Кто-то, отправляясь в путешествие, вновь обретает себя, кто-то знакомится глубже с историей страны. Что для вас путешествие без режиссерского кресла?
Путешествие – это жизнь. Последние пять лет дома я провожу гораздо меньше времени, чем где-то.

 
В своих интервью вы не раз называли одним из своих любимых городов в плане путешествий Париж. Какой он, ваш Париж?
Мне очень нравится этот город, но не могу назвать его любимым. Я очень люблю Францию вообще. Париж, безусловно, слишком туристический. Мой Париж – это Сена, прекрасная архитектура, это завтраки в уличных кафешках, Сен-Жермен, утренняя болтовня на французском.

Я очень люблю Бордо, Руан, Нормандию… Когда ты приезжаешь туда, на тебя все смотрят как на белую ворону, потому что ты далек от туристических троп. Конечно, Париж не зря является самым посещаемым городом мира. Это шикарный город, атмосферный. Париж из тех городов, где всякий раз можно находить что-то новое. Одних музеев – реально интересных – действительно много.

Наряду с Парижем европейские города must see – это Венеция, Мадрид, Барселона… В них обязательно стоит побывать. Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Мачу-Пикчу, Гонконг, Сингапур, Сидней, Киото – это топ из того, что подальше от нас. Интересных мест очень много… А Париж… Он прекрасен, черт возьми! (улыбается – прим. ред.).

 

Если говорить о мировой кухне, какая вам ближе?
Любая! Мне нравится французская, а еще испанская кухня, характерная именно для севера страны, Бильбао, Сан-Себастьяна, – там потрясающе вкусно готовят. Мне нравится Аргентина: мясо и вино – это мое. Завтрак, обед и ужин – стейк и вино, можно даже без салата (улыбается – прим. ред.). Мне нравится, как это ни странно, индийская кухня: за огромный отрезок времени, на протяжении которого они являются вегетарианцами, они научились делать совершенно потрясающие блюда из одного и того же компонента, того же риса. В сочетании с местными специями это полный восторг!

Мне не очень нравится американская кухня, и в первую очередь потому, что это банальный фастфуд. Ок, их бургеры хороши. Но сколько же можно (смеется – прим. ред.)! Хотя самый вкусный стейк я ел в Детройте, а не в Аргентине, что для меня оказалось открытием. Он, конечно, стоил 120 долларов, но цена была более чем оправданна. Мне категорически не нравится британская кухня. В плане еды Франция для меня – самая топовая страна. У них есть все. Они очень большие чревоугодники: провести шесть часов за столом и в хорошей компании для французов – это нормальное явление.

 

Какие страны зацепили вас в последнее время и чем?
Если раньше меня поражали Манхеттен или Дубай, то сейчас больше поражают природные сокровища Исландии, Аризоны или Патагонии, из которой мы недавно вернулись. Эти места просто сносят крышу!
Из необычного в последнее время отмечу фестиваль Burning Man, который мы снимали в пустыне (ежегодное восьмидневное событие, проходящее в штате Невада, в пустыне Блэк-Рок, кульминацией которого является сжигание огромной деревянной статуи человека после заката. Организаторы определяют это событие как эксперимент по созданию сообщества радикального самовыражения, при этом полностью полагающегося только на себя. Ездят сотни «мутированных» машин самого невероятного вида, многие участники ходят в костюмах персонажей искусства, зверей и предметов. На неделю в пустыне устанавливаются произведения современного искусства фантастических форм. Вместе с тем каждый участник ответственен за свое жизнеобеспечение (что включает питание, воду, защиту от жары, ветра, холода, место для ночлега) и очистку пустыни от каких-либо следов своего пребывания (обо всем этом надо позаботиться заранее – прим. ред.).

Это грандиозное действо под названием Carnival of Mirrors, количество участников которого в этом году достигло 85 000. Я пять лет путешествую, и думал, что представляю, что такое арт-пространство в пустыне. Ан нет! Здесь ты на другой планете! В следующем году я еду туда снова. Да, все очень дорого, но это того стоит.

До сих пор я не могу забыть хайкинг-туры в Гренландии, в которой ничего не растет, под ногами только камни. Там все привозное, один огурец стоит 12 долларов. Там я познакомился с человеком, который водит шестимесячные туры для трудных подростков. С собой берется палатка, коробок спичек, соль и ружье. Все! Первую неделю все ругаются, две недели не разговаривают друг с другом, а в последующие месяцы все превращаются в отличную команду. Шесть месяцев снега, холода – это колоссальный вызов, мне бы хотелось это попробовать. Я постоянно это вспоминаю.
Поражает та же Патагония, где гаучо, близкие по духу американским ковбоям, стригут шерсть баранов и продают ее, живя при этом абсолютно аскетично в потрясающей природной красоте, с ружьем, отгоняя пум…

 

Впереди новогодние и рождественские праздники. Какие страны и города вы можете посоветовать для зимних отпусков нашим читателям?
О, это Финляндия. Если с детьми, то Рованиеми – прекрасный выбор. Настоящая, без преувеличений, зимняя сказка: дом Санта Клауса, собачьи упряжки, сугробы снега… Ты все это чувствуешь. Можно, напротив, отправиться на Маврикий или Сейшелы. Или в новогодний Нью-Йорк: здесь особая атмосфера на Тайм-сквер в предновогодние дни. В родной Киев, кстати. Направлений много. У меня, например, празднование Нового года будет в Зимбабве в рамках кругосветного путешествия. Так что дерзайте!

0048

0014

0069

0063

DSC_1073

patagoniya-chili-gory-ozero
Беседовала Юлия Козда
Фото: Елена Кайда (Lee Key)
Благодарим за помощь в организации съемки рыбный ресторан Fishcafe

Для журнала Афиша № 21-22 (240-241)’2015