TRUE PUNK: Интервью с Дереком Риджерсом для Megapolis и Airport magazines

TRUE PUNK

Derek Ridgers

 

Новая книга Дерека Риджерса — в большей степени ретроспектива панк-роккультуры: развороты с панками и скинхедами порою перетягивают на себя больше внимания, чем полосы с Ником Кейвом, Энни Леннокс или Китом Ричардсом. В этой смелой, но честной игре контрастов — основа философии творчества легендарного фотографа, которую помогла сформировать страсть к музыке и самовыражению. О том, когда панк впервые ворвался в его душу, о ностальгии, эпохе миллениалов и родных лондонских местах мы поговорили с Дереком после презентации его книги «Derek Ridgers Photographs» в Old Truman Brewery.

 

ВЫ БЫЛИ СВИДЕТЕЛЕМ РОЖДЕНИЯ ПАНК-ДВИЖЕНИЯ В АНГЛИИ: РАДИОВЕДУЩИЙ ДЖОН ПИЛ ВПЕРВЫЕ ПОСТАВИЛ В ЭФИР ЛОНГПЛЕЙ RAMONES, И ЛОНДОН УЖЕ НЕ СМОГ СТАТЬ ПРЕЖНИМ. КАК ИЗМЕНИЛ ПАНК ЛИЧНО ВАС?

Не совсем уверен, что Джон Пил имел какое-либо отношение к рождению панка в Англии. Насколько помню, в первое время он скорее пренебрежительно относился к нему, но… довольно быстро подстроился. Думаю, всё изменилось, когда вышел первый сингл Sex Pistols. Это был даже не первый британский панк-сингл — им стал «Neat Neat Neat» The Damned. Но именно пластинка Sex Pistols дала всему старт. А насчет того, как панк изменил меня — он позволил мне заявить о себе в мире фотографии. С тех пор мой профессиональный путь больше похож на захватывающую авантюру. Подозреваю, всё благодаря панку.

 

СЛОЖНО ЛИ БЫЛО ВЫБРАТЬ САМУЮ СОЛЬ ИЗ ВСЕХ РАБОТ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ХРАНЯТСЯ В ВАШЕМ АРХИВЕ?

Сложно. Это 204 фотографии за всю историю моей карьеры. Всего я сделал больше полумиллиона снимков. Но благодаря книге, наконец, понял, что публике нравится в моих фото: смотреть на людей, одетых в стиле 70, 80 и 90-х. Она любит напоминания о поп-культуре и группах того времени. Такое себе упражнение в ностальгии.

 

БЛАГОДАРЯ ВАШИМ СНИМКАМ МЫ ЗНАЕМ, КАК ВЫГЛЯДЕЛИ МЕТАЛЛИСТЫ И НОВЫЕ РОМАНТИКИ 80-Х, ЭПАТАЖНЫЙ МЭРИЛИН МЭНСОН И ЭКСПРЕССИВНАЯ ВИВЬЕН ВЕСТВУД. А КАК ВЫГЛЯДЕЛ ДЕРЕК РИДЖЕРС В 1973-М, ВПЕРВЫЕ ШЕДШИЙ С SLRКАМЕРОЙ НА КОНЦЕРТ ЭРИКА КЛЭПТОНА?

Выглядел примерно так же, как сейчас. Ливайсы, рубашка с расстегнутым верхом, кардиган и мартинсы. Эти вещи — что-то вроде моей униформы, хотя кардиган могу снять, если в клубе слишком жарко. Как-то мне сказали, что я одеваюсь, как учитель географии в выходной день.

 

СРЕДИ ВАШИХ РАБОТ ЕСТЬ ДВА ПОРТРЕТА — МЕЧТАТЕЛЬНОЙ РОЗОВОЛОСОЙ PEYOTE, КОТОРУЮ ВЫ СФОТОГРАФИРОВАЛИ В ЭТОМ ГОДУ, И ДЕРЗКОЙ ХЕЛЕН В МАЙКЕ LONSDALE НА КАРНАБИ-СТРИТ, СДЕЛАННЫЙ В 1987-М. НАСКОЛЬКО РЕЗОНИРУЮТ ХАРАКТЕРЫ ЭТИХ СНИМКОВ И САМИХ ДЕВУШЕК?

Со мной они вряд ли резонируют. Я просто наблюдатель. Мне 68 лет, это тоже накладывает отпечаток. Между ними — большая разница: первая — модель, вторая — просто девушка с улицы. Я потратил три часа на студийную съемку Peyote и примерно 30 секунд на фото Хелен. С Peyote мы всё детально обсудили. С Хелен я ни о чём не говорил, просто сделал снимок, как только увидел ее, прислонившуюся к фонарному столбу. Один снимок — правда, другой — искусство.

 

«Панк позволил мне заявить о себе в мире фотографии»

ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО СЕГОДНЯ ТОЛЬКО 30% ПУБЛИКИ СОГЛАСЯТСЯ БЫТЬ СФОТОГРАФИРОВАННЫМИ. В 70-Х И 80-Х ПРОЦЕНТ БЫЛ НАМНОГО ВЫШЕ. ПОЧЕМУ В ЭПОХУ МИЛЛЕНИАЛОВ СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ?

По сравнению с другими поколениями, миллениалы сильнее всех жаждут быть запечатленными. Но им не нужны фотографы вроде меня. Они легко могут сделать фото сами и выложить его в Instagram. Кроме того, у них есть огромное желание чему-то противостоять и что-то доказывать. Мир стал более жестким, более опасным местом. Сегодня у людей намного больше поводов для протеста.

 

МОЖНО ЛИ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПАНК XXI ВЕКА СУЩЕСТВУЕТ? ИЛИ ЭТО СКОРЕЕ ЛЕГКИЙ РЕМЕЙК НА КУЛЬТУРНОЕ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО ПРЕДЫДУЩИХ ЭПОХ?

Панк-культура жива, но теперь она повсюду. Она глобальна. Это не то же самое, что было в 70-е. Панк изменился и больше не принадлежит той эпохе. Он принадлежит новому поколению. Некоторые люди стонут, что оригинальные панки никогда не носили ирокезы. На это могу ответить одно: «Ну да, а теперь носят, смиритесь с этим». Держу пари, где-нибудь в восточном Лос-Анджелесе, Южной Африке или Японии есть панки, которые никогда не слышали о Sex Pistols или The Clash. И почему, собственно, они должны о них слышать? Это музыка их родителей или даже бабушек и дедушек.

 

НЕКОТОРЫЕ ФОТОГРАФЫ НЕГАТИВНО ОТНОСЯТСЯ К РАБОТЕ В РЕКЛАМЕ, СОЗДАНИЮ ОБЛОЖЕК ЖУРНАЛОВ. ДЛЯ ВАС ГЛЯНЕЦ И СИТИЛАЙТЫ — ТОЖЕ СУХОЙ МАРКЕТИНГ?

Совсем нет. Графический дизайн, постеры и реклама — моя первая любовь. Я занимался этим задолго до того, как стал фотографом. И не забывайте, что я проработал в сухом маркетинге целых 10 лет. Да, возможно, в одном снимке Себастьяна Салгаду намного больше правды, чем в тысяче фото, созданных для рекламной кампании, но ведь и цели здесь абсолютно разные.

Всегда видел себя коммерческим фотографом. В отличие от того же Себастьяна или Вивиан Майер, мои любимые фотографы работали в коммерческой фотографии, журналах либо и там, и там. Ричард Аведон, Хельмут Ньютон, Дэвид Бэйли, Гарри Виногранд, Антон Корбайн…

 

ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЕРНО-БЕЛЫЙ КАДР? ПОЧЕМУ?

Это полностью зависит от предмета, задачи и окружения. Если в кадре нет яркого, доминирующего цвета, в моем представлении он будет выглядеть лучше в черно-белом варианте.

 

НЕ СЪЕЖИВАЕТСЯ ЛИ ВАШЕ СЕРДЦЕ, КОГДА ВИДИТЕ НА УЛИЦАХ ЛОНДОНА СОТНИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ СЕЛФИ С МГНОВЕННОЙ РЕТУШЬЮ И ТУТ ЖЕ РАЗМЕЩАЮТ ИХ В СЕТИ?

Совершенно нет. Я люблю Instagram. Он поддерживает и развивает отличную идею: чем больше людей сделают фото, тем больше отличных результатов может быть. Конечно, там тоже много ужасных снимков. Но так было и до появления соцсетей и селфи.

 

ВЫ ДО СИХ ПОР РАСПЕЧАТЫВАЕТЕ СВОИ ФОТОГРАФИИ?

Нет. Но у меня до сих пор есть фотоувеличитель и много другого фотооборудования. Если бы цены за мои работы могли оправдать эту практику, я вернулся бы к распечатыванию всех своих фотографий.

В ПРОШЛОМ ГОДУ GUCCI ВЫПУСТИЛ ФОТОКНИГУ «HORTUS SANITATIS» С ВАШИМИ СНИМКАМИ ТВОРЕНИЙ АЛЕССАНДРО МИКЕЛЕ. КАК ВАМ РАБОТАЛОСЬ С ИТАЛЬЯНСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОМ?

Не знаком с Алессандро и в творческом плане не имею отношения к оформлению этой книги. Я просто сделал для нее фотографии — потратил около 20 минут в конце очень-очень долгого дня. Мне не понравилась ни одна из них. Тогда даже представить не мог, что бренд может сделать из этого книгу — в отборе фото и дизайне издания не участвовал. Могу вас уверить: книга вышла бы намного лучше, если бы я был к этому причастен.

 

«Творчество всегда найдет место и путь, чтобы провоцировать»

НАСКОЛЬКО ШИРОКО ДЛЯ ВАС ВООБЩЕ ОТКРЫТА ДВЕРЬ В FASHION-МИР?

Дверь в мир fashion для меня плотно закрыта, и я совершенно спокоен по этому поводу. Среди моих друзей нет дизайнеров. Кроме, возможно, Пэм Хогг. Я же старый хиппи. Редко посещаю модные показы, и, если быть честным, мир моды мне не интересен. Но мое внимание очень привлекает одежда. Я отыскиваю чудесно скроенные вещи из отличных тканей — вдохновляющие, но вовсе не в fashion-плоскости. Это одежда, которая впечатляла меня 10, 20, 30 лет назад и продолжает вдохновлять до сих пор. Fashion — это же просто маркетинг, разве не так?

 

С РАННЕГО ДЕТСТВА ВЫ ОБОЖАЛИ СОХО И ПРОГУЛКИ ПО ПИКАДИЛЛИ. ПОВЕДАЙТЕ О ЛЮБИМЫХ ЛОНДОНСКИХ МЕСТАХ СЕЙЧАС. ЧЕМ ОНИ ОСОБЕННЫ ДЛЯ ВАС?

По-прежнему люблю Сохо. Всегда чувствовал себя там в своей тарелке, несмотря на жажду застройщиков и городских архитекторов распотрошить его. Еще люблю Шордич. Он полон молодых людей, туристов, искусства и культуры — чего еще желать? Также мне нравится та часть Лондона, где я живу — Ричмонд и Твикенхэм. Здесь отличные пабы, река и невероятные парки!

 

ХИППИ, ПАНКИ, РОКЕРЫ, ПОКОЛЕНИЕ Y — ВСЕГДА ЛИ НАЙДУТСЯ ТЕ, КОТОРЫЕ БУДУТ НЕРВИРОВАТЬ И ПРОВОЦИРОВАТЬ ОБЩЕСТВО?

Конечно. Эти люди — художники и творцы. Творчество всегда найдет место и путь, чтобы провоцировать.

 

ЕСТЬ ЛИ УШЕДШИЕ В МИР ИНОЙ ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫХ ВЫ ХОТЕЛИ, НО НЕ УСПЕЛИ СФОТОГРАФИРОВАТЬ?

Думаю, да. Если честно, всегда сожалею, что упустил шанс кого-то сфотографировать. Или сделал это недостаточно хорошо. Но больше всего я хотел бы запечатлеть Джони Митчелл в молодости, когда она еще жила в Лорел-Каньоне. Как же чудесно это было бы! Возможно, это просто мой творческий подход — разочарование и неопределенность. Всегда кажется, что я мог бы сделать намного больше.  

 

ЧТО ПЫТАЕТЕСЬ ПОКАЗАТЬ МИРУ С ПОМОЩЬЮ СВОИХ ПОРТРЕТОВ?

Я блуждаю всюду с пустой рамкой для фотографий, протягиваю ее людям и прошу их посмотреть в нее, увидеть то, что вижу я. Вот и всё. Я запечатлеваю то, что вижу, и прошу людей взглянуть на это.

 

ВАША ЖИЗНЬ — БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, В КОТОРОМ РОЖДАЮТСЯ ЛУЧШИЕ СНИМКИ. ОПРЕДЕЛЕНО ЛИ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?

Ну, я еще не забросил фотографию. Она до сих пор не разочаровывала меня и привлекает каждый день. Но если бы я вдруг сдался и забросил ее, вернулся бы к рисованию. Или написал бы роман.

«Я блуждаю всюду с пустой рамкой для фотографий, протягиваю ее людям и прошу их посмотреть в нее, увидеть то, что вижу я. Вот и всё. Я запечатлеваю то, что вижу, и прошу людей взглянуть на это»