Интервью с Джамалой
Почути її подих
Джамала,
украинская певица
jamalamusic.com
Когда слышишь ее голос, внутри что-то срабатывает, и в душе воцаряется гармония. К Джамале невозможно быть равнодушным: настоящая, отзывчивая и искренняя, она влюбляет в себя колоссальной энергетикой, неповторимым вокалом и глазами цвета горячего шоколада. Наша беседа состоялась после первого полуфинала национального отбора на участие в песенном конкурсе Евровидение-2016, когда сразу стало понятно: такие исполнительницы пробуждают гордость за нашу страну.
Джамала, здравствуйте! Признаюсь, готовилась сегодня к интервью, слушая ваш трек 1944. Он как оголенный нерв. Сложно представить, что найдется человек, неспособный его прочувствовать и понять смысл, который в нем заложен. Сложно делиться очень личным со всем миром?
Вы знаете, я действительно рассказала очень личную историю в песне 1944. Это история моей семьи, моей прабабушки, и, конечно, я переживаю, как воспримут ее слушатели. Действительно, делиться личным с таким количеством людей очень сложно. Но без личного творчество становится искусственным и не может по-настоящему тронуть сердца людей. Если ты не искренен со слушателями, они не станут тебе сопереживать, не смогут примерить твои песни на себя и свою жизнь.
На мой взгляд, вы одна из немногих исполнительниц, которая так охотно и с чувством рассказывает о своих песнях. Об их возникновении, о пережитых эмоциях, о себе. Вы открытый по жизни человек?
Да. С одной стороны, такая открытость – моя защита, я всегда говорю правду, открыта людям и миру. С другой стороны, есть люди, которые этим пользуются в корыстных целях. И с этой точки зрения получается, что открытость – это мое слабое место.
Вы выбрали композицию 1944 для представления нашей страны в национальном отборе на участие в песенном конкурсе Евровидение-2016, в котором участвуете уже второй раз. Вы никогда не считали музыку спортом. Что вы думаете об этом конкурсе и что в первую очередь хотите извлечь из участия в нем?
Честно вам признаюсь, я ненавижу конкурсы. Они изматывают, забирают невероятное количество энергии и нервов. С другой стороны, к Евровидению всегда приковано внимание миллионов зрителей, это очень мощный инструмент воздействия на массовое сознание. И у меня есть большое желание донести до этой огромной аудитории очень важные для меня месседжи и рассказать историю своей семьи и своего народа. И не будем забывать, что так или иначе выступление на Евровидении способствует росту интереса к исполнителю и его музыке.
Клип на песню Шлях додому снимался в Грузии. Где сейчас вы чувствуете себя наиболее комфортно? Где сможете без тени сомнения сказать: «Я дома»? Может быть, таких мест несколько?
Таких мест несколько. Это и мой родительский дом в Крыму, в селе Малореченское, и, конечно, мой любимый Киев, в котором я живу уже больше пятнадцати лет. В какой-то момент ко мне пришло понимание, что ощущение дома может появиться, просто когда рядом родные – мама, папа, сестра.
Путешествуя по трекам из последнего альбома Подих, так или иначе ловишь себя на мысли, что ваш вокал стал ощутимо спокойнее и вдумчивее. Меньше китча и громкого всплеска. Но от этого он не менее сильный и многогранный. Почему захотелось переключиться?
Это нормальный творческий рост, я меняюсь, меняется моя музыка, мое исполнение. Пять лет назад во мне говорил юношеский максимализм – хотелось показать и диапазон, и тембр, и технику. Сейчас для меня это не является целью, я сконцентрировалась на точной передаче своих чувств и мыслей, поэтому могу спокойно петь в одной октаве.
Эту динамику подтверждают и обложки вашей дискографии – мимика меняется от эмоциональных улыбок до полузакрытого взгляда… В последнем альбоме больше переживаний и грусти. Как справляетесь с этим чувством? И надо ли, к слову, сопротивляться грусти?
Сопротивляться не нужно, лучше прожить это чувство с пользой для себя, направить свою грусть в нужное русло. У меня в этом состоянии были написаны мои лучшие на данный момент песни – Шлях додому, Заплуталась, 1944…
А что, напротив, вызывает у вас искреннюю улыбку?
Утром увидела, что обо мне написала одна из самых авторитетных британских газет The Guardian. В статье использовали отзывы обычных слушателей о песне 1944. Для артиста очень важно знать, что твоя музыка находит отклик.
В прошлом году Запорожью не повезло – ваш концерт был перенесен на весенний тур 2016 года. Когда мы сможем в полной мере насладиться вашим творчеством?
Точную дату не назову, но, надеюсь, что уже совсем скоро.
В вашем последнем альбоме переплетены и соул, и даунтемпо, и фанк… А под какие треки сейчас вы начинаете свои дни и встречаете закаты?
У меня сейчас состояние меланхолии, наступил период Sade. Очень люблю ее и в последнее время часто слушаю, ее музыка дарит мне спокойствие. Кроме нее сейчас в плеере Jamie Woon, Fink.
Вы говорили, что вашим англоязычным треком You’ve got me заинтересовался саунд-продюсер и композитор группы Crazy P. Часто ощущаете потребность в коллаборации? С кем бы хотелось поработать?
Коллаборации – это очень интересная форма, результат всегда неожиданный. На альбоме Подих у меня был опыт совместной работы с интересным украинским электронщиком Morphom, с группой The Erised. В конце года совершенно неожиданно возникла совместная песня с ДахаБраха. Надеюсь, уже скоро представим песню на суд публики. Недавно у меня возникла мысль, что хорошо было бы записать трек с Кендриком Ламаром.
В своем Инстаграм вы недавно поделились со своими подписчиками снимком с удивительным подарком – крупным кольцом от грузинского ювелира Софо Гонглиашвили. Было ли у вас чувство, что исполнилось маленькое большое желание?
Нет, что вы! Я совсем не страдаю культом личности, это была инициатива Софо. Она сделала кольцо под впечатлением от моей песни Шлях додому, изобразив на нем меня и мой путь домой. Конечно, мне очень приятно, что я вдохновляю людей своей музыкой.
Признайтесь, на что чаще всего тратитесь сами?
Я много путешествую, на это уходит больше всего средств, мне кажется. Не жалею денег на подарки. Вот из Шри-Ланки сестре привезла платья, друзьям – разные сувениры. Себе в разных странах мира покупаю какие-то особенные украшения, как правило, из серебра, некоторые до сих пор ни разу не надевала (улыбается – прим. ред.)
Посвящая мартовский номер женщинам, а в частности, яркому явлению selfmade woman, хочется спросить: считаете ли вы, что успех напрямую зависит от настойчивости и трудоспособности?
Думаю, да, успех во многом зависит от настойчивости и трудоспособности, но еще и от мечты и веры в то, что у тебя все получится. Я уверена, что людьми движет детская мечта. Даже если она кажется нереальной, она будет мотивировать тебя самосовершенствоваться и достигать новых вершин.
Опра Уинфри полагает, что удача – это постоянная готовность использовать случай. Но ведь непросто находиться в состоянии постоянного самоконтроля… Или на этот счет у вас есть своя трактовка?
Я, пожалуй, соглашусь, так ведь может развиться и паранойя. Все время жить в напряжении, ждать случай… Нужно к этому легче относиться! Конечно, просто сидеть на диване и мечтать – тоже не выход, нужно трудиться и верить в себя. Но подчинять свою жизнь охоте за случаем, наверное, не стоит.
Какими красками вы могли бы сейчас охарактеризовать свою жизнь и почему?
Вся палитра цветов, все их многообразие.
Чем увлечены сейчас помимо своего главного предназначения? Где можете забыться, пополнить свою энергию?
Для меня самое лучшее средство для восстановления – это молитва. Еще обрести гармонию помогает прослушивание музыки. Это может быть и классика, и джаз, и рок, и соул – жанр не столь важен, лишь бы музыка была хорошая. Если появляется время, могу сходить на тайский массаж или в бассейн. Вообще, вода меня очень успокаивает. Люблю почитать или посмотреть хорошее кино. Но настоящее увлечение у меня в жизни одно – это музыка, и ей я отдаю все свои силы.
Вы очень тепло относитесь к Шри-Ланке, которую вам не так давно удалось посетить. Что больше всего вас удивило на этом кусочке Земли? Что смогли постичь?
Я посетила древнюю столицу Шри-Ланки – город Канди с его знаменитым Храмом зуба Будды. Гид встретил меня словами: «Добро пожаловать, вы вернулись домой». Буддисты считают, что если ты пришел в этот храм, значит, ты в него вернулся, потому что посещал его в прошлой жизни. Собственно зуб, в честь которого построен храм, посетителям не показывают, он хранится в специальной шкатулке, которую открывают в определенный день раз в пять лет. Я обратила внимание, что паломники все время несли цветы невероятной красоты. Я спросила у гида, что они означают. Он ответил: «Сейчас цветок свежий, но когда закончится молитва, он уже потеряет часть своей свежести, а к вечеру и вовсе завянет. Это напоминает людям, что они в этом мире совсем ненадолго и что они должны заботиться о духовном, а не о материальном».
Беседовала Юлия Козда
Фото: Виталий Мельников
Для журнала Афиша-Запорожье № 3-4 (246-246)’ 2016