Интервью с Алиной Диановой
Готовясь к интервью с Алиной Диановой, режиссером, продюсером и руководителем Bonnie & Clyde Production, я позволила себе заблудиться во времени, потому как постигать режиссуру можно вечно. Философская и глубокая работа на композицию Message для Dazzle Dreams, рок-н-ролльный треш Пробач для Другої Ріки, совершенный видеоряд на трек группы С.К.А.Й. Ідеальна – эти и другие работы Алины вдохновляют сотни сердец. Что же поистине затрагивает струны души украинского режиссера, я вияснила в интервью для divamor.net.ua.
Алина Дианова,
режиссер, продюсер, руководитель Bonnie & Clyde Production
Алина, вы 10 лет посвятили балету, занимаясь в украинской академии танца при оперном театре. Что побудило вас сменить амплуа? Вы однажды поняли, что хотите рассказывать людям свои истории, нежели танцевать чью-то хореографию?
Я часто думаю о том, как бы сложилась моя жизнь, если бы я стала балериной… В моей голове прокручиваются фильмы Черный лебедь и Коко Шанель и Стравинский. Но мой выбор профессии был неслучайным. Я благодарна своей маме за то, что она очень внимательно относились ко мне и моим желаниям. Поэтому она поддержала меня в желании поступать на режиссерский факультет. Эта профессия совмещает в себе все то, что я любила: танец, музыку, кино, литературу, современные технологии, большой коллектив творческих людей-единомышленников. Поэтому на сегодняшний день я довольна своим правильным выбором.
Режиссура – вещь весьма обтекаемая, где реальные сюжеты граничат либо трансформируются в мир фэнтези. Сложно порой прийти в себя после съемочного дня?
Сложно. И дело даже не в сюжете съемок, а в графике. Однажды я работала вторым режиссёром в кино и по задумке все сцены были ночными. Таким образом, мы отсняли 15 ночных смен подряд. После этого мне уже ничего не страшно.
Вам нужно уединение или напротив – общение с близкими людьми после насыщенных будней? Нужно ли вам вообще восстановление?
Для меня очень важно в конце дня проводить несколько часов в спокойствии, наедине со своими мыслями. Иногда мне необходимо несколько дней полного уединения. А вот выходные, напротив, – это семейное время, которое я предпочитаю проводить в компании близких мне людей.
Вы стремитесь создавать истории с неизбежным хеппи-эндом, а как в жизни вы относитесь к драмам и разочарованиям?
Разочарования и драмы – это неотъемлемые составляющие нашей жизни. Как бы ты ни старался, от них нельзя избавиться полностью. Но можно сократить их количество и поменять свое отношение к ним. Я человек творческий и очень восприимчивый к внешним факторам. Поэтому разочарование в моей жизни есть, но я не придаю им большого значения.
На что вы делаете больше акцента в ваших произведениях?
Все зависит от работы. Каждый раз получается по-разному. Но важнейший аспект, на который я обращаю максимум внимания, – это эстетика.
Какие уроки вы извлекли, занимаясь режиссурой?
Я стала психологом (улыбается – прим. авт.) Считываю людей «на раз». Именно благодаря своей профессии я познакомилась с большим количеством людей. И те, которыми я восхищаюсь, вдохновляют меня на творческие идеи. Это своего рода круговорот.
У вас есть продакшн Bonnie & Clyde. В прошлом году вы сказали, что для вашей команды не за горами мультинациональное будущее. Насколько близко вы подошли к этой цели?
Максимально близко. Не могу назвать точные даты и конкретные имена. Но мы с командой на верном пути. Так что, мультинациональное будущее уж точно не за горами!
Раз в 2 года проводится премия центра современного искусства Pinchuk Art Centre под названием Pinchuk Art Prize, в которой участвуют украинские и мировые художники. Кто-то уже успел завоевать место в вашем сердце из них?
Очень хочется отметить нашу совместную работу с нью-йоркским художником Карлосом Мотта и его инсталляцией Патриоты. Граждане. Любовники. Эта работа – не лауреат премии Pinchuk Art Prize, но она получила много положительных отзывов и попала в список топ-15 мировых выставок за прошедший год по версии международного портала Hyperallergic.
Вообще, за столько лет сотрудничества с Pinchuk Art Center, я поняла, что и в Украине много талантливых художников, которые в своем мастерстве могут посоревноваться с иностранцами.
Ваша настольная книга?
Элизабет Гилберт Есть. Молиться. Любить.
У вас достаточно большой багаж музыкального видео. Все работы создавались одинаково легко? Или где-то были точки преткновения?
Легких работ не бывает. В каждом клипе наша команда работает на максимуме. Да, бывают ситуации, когда твое видение не совсем совпадает с видением музыканта. Но я руководствуюсь золотым правилом: «Для того, чтобы работать с артистами и музыкантами, надо их любить и ими вдохновляться». Тогда и режиссер, и исполнители будут смотреть в одном направлении.
Если говорить о самой приятной работе, то это клип Наташи Гордиенко Summertime, который мы снимали в Сен-Тропе.
Кто из украинских исполнителей вам ближе?
Это группа Quest Pistols и Monatik.
Вы не любите на экране кровь и стрельбу. Фильмы Квентина Тарантино, пестрящие и тем, и другим – это сокровище кинематографа или аномальное мировое признание?
Терпеть не могу насилие и никогда не использовала его в сюжетах своих работ. Но Тарантино – гений. Прислушайтесь к его диалогам. Они убийственно красивы.
Как вы считаете, нужен ли в жизни наставник? И если да, кто он в вашей жизни?
Наставник нужен всем. Я – не исключение. На данный момент наставником для меня являюсь я сама и, конечно же, кинематограф.
Федерико Феллини для встреч с журналистами и актерами очень любил просторную и живописую террасу римского отеля Hotel Eden. Есть ли у вас любимые места для таких бесед?
Чаще всего для встреч я выбираю One Love Coffee. Это уютное креативное пространство, которое расположено на шестом этаже Pinchuk Art Center в самом центре Киева. Большое помещение, прекрасное сочетание дизайнерского минимализма и всегда отменный кофе! Именно в таких местах и зарождаются идеи для будущих проектов.
Какую оценку вы можете сейчас дать современному украинскому кинематографу? Какого жанра вам катастрофически не хватает?
Меня радует, что украинцы сейчас активно взялись за кинематограф. Да, бывает не все так гладко, но надо пробовать, ошибаться, делать и идти дальше. Фильм Незламна – отличное кино. Это история сильной женщины, история бескомпромиссной любви на фоне войны. Трагично и сильно.
Вы согласны со списком победителей премии Оскар-2016? Или же были свои фавориты?
Согласна. Фильм Выживший был и остается моим фаворитом. Прекрасная работа всей съемочной команды, в которую они вложили немало усилий. Алехандро Гонсалес Иньярриту для меня – крутой кинорежиссер.
Многие режиссеры достаточно разноплановые в своих талантах. Например, Джон Форд был еще и писателем, а в оскароносном Титанике режиссер Джеймс Кэмерон является автором рисунка обнаженной Роуз и именно его рука появляется в кадре. Ваша работа, быть может, также не подразумевает исключительно режиссерское кресло?
Иногда я выступаю в роли продюсера, сценариста. Несколько раз даже пробовала себя в качестве модели и актрисы. Но поняла, что это не мое. Мое место – по ту сторону камеры.
Вы когда-нибудь вели дневник? Что думаете по поводу хранения собственных мемуаров?
Никогда не вела дневник. Как-то изначально у меня с этим не сложилось. Но однажды я точно сниму фильм о своей жизни. Можно сказать, что сценарий – это и есть мой формат дневника.
Алина, в каком городе вам хочется намеренно заблудиться и что, собственно, в нем так прельщает?
Сен-Тропе – моя любовь навеки. Это прекрасный старинный город у моря, где романтика парит в воздухе, на каждой улице. Обязательно вернусь туда еще не один раз.
Беседовала Юлия Козда
Фото: Андрей Корень