Интервью с Андре Таном
Андре Тан,
успешный украинский дизайнер одежды, изобретатель стиля Smart Couture, основатель первой в Украине fashion-платформы Академия стиля и дизайна Андре Тана
Юлия Козда: Андре, сегодня мода представляет собой некое цикличное явление – от сезона к сезону появляются лишь вариации чего-то уже существующего: новая классика, романтичный гранж… По вашему мнению, в fashion-мире еще возможен эффект разорвавшейся бомбы?
Андре Тан: На самом деле вопрос в том, чего вы ожидаете от моды. Одежды с пятью рукавами или двадцатью воротниками? Все это мы уже видели. Мода развивается по спирали. Все, что происходит в политике, музыке, кинематографе и климате планеты, влияет на то, в чем завтра будут ходить люди.
С каждым годом все больше появляется конкурсов молодых дизайнеров, которым удается удивлять таких высокопоставленных экспертов, как Ральф Лорен, Марк Джейкобс, Раф Симонс. Если вам кажется, что мода движется по кругу, то это не так. Сейчас происходит некое брожение. Поверьте мне, вопрос о том, что ничего нового изобрести уже нельзя, возникал и в 70-х, и в 80 – 90-х, и даже в 2000-х годах. Но при этом Джон Гальяно полностью перевернул все стереотипы Дома Диор и выпустил на подиум бомжей в коллекции кутюр.
Каждый раз в лаборатории моды придумывают и предлагают нам что-то новое. Сейчас я делаю ставки на Рафа Симонса, работающего для Диор, Марка Джейкобса, который со стилистом Кэти Гранд всегда опережает время. И, конечно же, на великую Миучча Прада, которая также предвещает модные тенденции как минимум за три года до того, как они себя обнаружат.
ЮК: Ваша осенне-зимняя коллекция Сказки будущего сезона 2014 – 2015, которую вы представили на Ukrainian fashion week, пронизана женственностью, славянской красотой и духом волшебства. Как вы думаете, в нашей жизни сказка может стать былью?
АТ: Считаю, что каждый живет в той сказке, которую он сам же и придумал. Не секрет, что мысли материализуются. Если в детстве вы мечтали быть принцессой и явно это представляли, то рано или поздно вы ею станете. По крайней мере вы будете входить в высшее общество и носить наряды от кутюр. А если в сорок лет вы решили научиться играть на скрипке, то к концу жизни станете прекрасным скрипачом.
Сказка может быть былью, если вы сильно этого хотите и прокручиваете слайд своей мечты ежедневно. Но это уже психология, а я все-таки дизайнер, поэтому вопрос не совсем ко мне.
ЮК: Вы создали первую в Украине fashion-платформу Академия стиля и дизайна Андре Тана. Как сейчас вы оцениваете творческий уровень и потенциал молодых дизайнеров?
АТ: Сейчас мы живем в страшное время, когда каждый болеет модой. Такое количество дизайнеров, стилистов и модного глянца, как сейчас, не было за всю историю планеты. Самое главное, чтобы эти «укушенные модой» люди действительно этого хотели, а не действовали под влиянием масс-медиа. К сожалению, таких сейчас большинство.
У Украины огромный потенциал. Если сравнить нас со странами СНГ, то мы намного креативнее, потому что находимся ближе к Европе. Мои студенты всегда спрашивают, надо ли развивать моду, можно ли развиваться в украинской фешн-индустрии и стоит ли это делать. Я привожу им один простой пример. Если сравнить модный рынок с пирогом, то в Европе его уже давным-давно съели крупные конгломераты, остались лишь крохи, которыми довольствуются новые бренды, заходящие на рынок. В Украине же пока только начинают замешивать тесто. И от того, насколько молодые дизайнеры будут профессиональными, зависит то, каким будет наш пирог.
ЮК: Можно ли в нашей стране получить достойное образование в области дизайна одежды?
АТ: Самое главное – это не сухая теория, а практика и успешные в своем направлении люди. В нашей Академии стиля и дизайна 65% обучения – это практика. И наши преподаватели – это не те, у кого не удалась судьба, поэтому они пошли преподавать. Это успешные в своем деле люди: фешн-редакторы модных изданий, визажисты и стилисты, прошедшие международную практику. Все наши преподаватели – это мастера своего дела, рассказывающие, что происходит в фешн-индустрии на самом деле. И делают это, основываясь на своем личном опыте, а не по книжкам 70-х годов, чем грешат в большинстве учебных заведений.
ЮК: Украина сейчас – мощный тренд в мире моды. Украинские мотивы очень часто можно встретить в коллекциях именитых кутюрье. Как вы считаете, если бы не острая политическая ситуация у нас, смогла бы наша страна привлечь внимание знаменитых дизайнеров?
АТ: Не соглашусь с вами. В 2005 году Жан Поль Готье посвятил свою коллекцию Украине. Она была полностью пронизана украинскими вышиванками, плахтами, кафтанами. Он даже зал, где проходил показ, поделил на украинские губернии. Уже давным-давно многие европейские дизайнеры, начиная от Валентино и заканчивая Готье, ищут вдохновение в Украине.
ЮК: Вы успели получить награду от Пако Раббана, поработать вместе с Роберто Кавалли. Какого дизайнера на сегодняшний день вы можете назвать действительно легендарным?
АТ: Для меня был, есть и будет легендарным дизайнером Ив Сен Лоран, который нагло раздел мужчину и одел в эту одежду женщину. Он первый, кто предложил женщинам смокинг и прозрачную блузу. И он один из первых, кто начал зарабатывать на модной индустрии.
ЮК: Какое ваше последнее fashion-открытие?
АТ: В последней коллекции у нас большое количество аксессуаров. Моя любимая вещь – это книга-клатч Кобзарь, которая сейчас пользуется большой популярностью. Кроме того, в коллаборации с британской компанией Debauch London был создан бренд Debauch London by Andre Tan. Под этим брендом вышла эксклюзивная линия очков, которую мы уже активно продвигаем в Лос-Анджелесе. Линия будет продаваться не только в США, но и в Японии, Германии, Франции.
ЮК: Что является неоспоримым must-have этого лета?
АТ: Этим летом must-have в женском гардеробе – асимметричное платье, юбка-плиссе длины миди, лодочки а-ля 80-тые, а также летнее пальто. Обратите внимание на лаконичные наряды цвета пудры или топленого молока.
Must-have для мужчин – рубашка в клетку, укороченные брюки а-ля «пострелыши» и классическая обувь на тракторной подошве.
ЮК: Сейчас вы все больше времени проводите в Гонконге. Чем этот город вас вдохновил? Используете ли вы азиатскую тематику в своих будущих коллекциях?
АТ: Рано или поздно я хочу переехать жить в Гонконг, потому что это новая Мекка моды, новый Нью-Йорк. В этом городе огромное количество людей из разных культур и сословий. Меня Гонконг заряжает своим бешеным ритмом и простотой ведения бизнеса.
Азиатская тематика очень долго была актуальна в 2000-х годах, а также три сезона назад. Если я не использовал ее в прошлых сезонах, то и в будущем не собираюсь, поскольку это как минимум неактуально.
ЮК: Когда-то вы дали мне совет: «Всегда верьте в себя – и все непременно получится», – который стал для меня ориентиром. А каково ваше жизненное кредо?
АТ: Мое жизненное кредо – «Пока акула движется, она живет». Для меня движение – это приоритет.
ЮК: Продолжите фразу: «Идеальное платье…»
АТ: Идеальное платье то, которое визуально делает задницу в два раза уже.
Беседовала Юлия Козда
Для журнала “Афиша” № 09-10 (204-205) 2014