Интервью с Арсеном Мирзояном
Арсен Мирзоян,
украинский певец, автор песен, участник шоу “Голос страны”
Юлия Козда: Арсен, в мае по десяти городам Украины прошел ваш концертный тур с программой “Незручні ліжка”. Финальный концерт состоялся в Запорожье. Какие у вас впечатления от тура, от публики?
Арсен Мирзоян: Нас ожидал приятный сюрприз. Мы боялись, что акустическая версия нашей программы не пройдет, но оказалось совсем наоборот! Поскольку мы выступали в драмтеатре, акустика звучала даже более гармонично, и настроение в зале служило тому подтверждением, рок-версия не дала бы такого эффекта. Результатом я доволен. Еще одна неожиданность состояла в том, что в Западной Украине моя музыка оказалась более популярна, чем в восточной ее части. А поскольку я из Запорожья, то это очень приятно.
ЮК: Кто ваши поклонники?
АМ: Музыка – это культура. По тому, что люди слушают, можно оценить состояние культуры, лицо нации. Мое творчество слушают на трезвую голову. И мне очень приятно, что это люди, которые действительно ценят и музыку, и текст. Я рад, что такие люди есть и что именно они – мои слушатели.
ЮК: Вы – дипломированный инженер цветной металлургии с 12-летним стажем работы на металлургическом комбинате “Запорожсталь”. Как начала рождаться столь чувственная музыка и такие проникновенные тексты?
АМ: Я не знаю, как она начала рождаться. Я просто начал писать тексты и музыку. Многие песни того периода канули в лету, так как стали неактуальными: в них воплощена моя юношеская философия, от которой я впоследствии отошел. Сейчас же я делаю то, за что точно не будет стыдно. И даже не знаю, когда именно я перестал выбрасывать песни в урну.
ЮК: Что вас вдохновляет на творчество?
АМ: В основном люди, ситуации, диалоги… Но как ни парадоксально, мне легче одухотворять предметы. Даже если я буду писать про стол, то у меня он будет живым существом. Я захочу знать, был он кухонным или каким-то другим и что его волновало.
ЮК: Вы удивительно артистично ведете себя на сцене: подтанцовываете свои музыкантам, испытываете настоящее удовольствие от действа. Вы идете с музыкой по жизни? Каков топ-лист ваших любимых исполнителей?
АМ: У меня нет топ-листа: поскольку я автор, то слушаю музыку немного иначе. Я могу игнорировать слова и вслушиваться в аранжировку или исполнение каждого музыканта. Если меня не трогает песня, я могу не обращать внимание на остальное. Иногда я предпочитаю послушать авторов, которые ориентированы на более узкую аудиторию. Не хочется заниматься форматной музыкой.
Сегодня в музыке, на мой взгляд, существует такое явление, как обособленность: появляются исполнители, которые реализуют себя отдельно от продюсеров, больших концертов, зато известны широкой публике. Но эффект Земфиры работает не у многих исполнителей и неизвестно, как рождается.
Однако я люблю послушать и что-то старое. И что бы кто ни говорил, а на любых вокальных шоу меня по-настоящему заряжает AC/DC – есть, к чему стремиться!
К сожалению, многие не замечают, насколько колоссален труд музыкантов: это написание текстов и музыки, создание аранжировки, репетиции… И когда приезжает артист, никого не интересует, кто приехал с ним в составе. Главное, чтобы было известное лицо. Трудно объяснить, почему билет такой дорогой. Люди платят не за шоу, а за общение с артистом. И когда ты на сцене, ты перестаешь контролировать внешние моменты, например думать, как ты выглядишь сейчас. Просто максимально отдаешься музыкальному произведению, приходя с ним в гармонию.
ЮК: Вы исполняли песни в дуэте. С кем хотели бы поработать в ближайшем будущем?
АМ: Я абсолютно не против поработать в дуэте. Но для меня не важно, кто будет исполнять песню со мной. Самое главное, исполнение должно быть гармоничным. Зритель должен верить, что это дуэт. Например, когда мы работали с Тоней (Матвиенко – прим. ред.), продукт сразу создавался в определенном стиле, под наш дуэт. Это была песня про любовь, про украинский праздник Ивана Купала, и музыка должна была соответствовать общей идее. Музыканты тоже были выбраны неслучайно. Дуэтная история создается от начала до конца, прорабатывается каждый ее элемент.
ЮК: Вы продолжаете давать благотворительные концерты, принимать участие в социальных проектах?
АМ: Конечно же! У нашей команды есть опыт в проведении таких мероприятий, далеко не всегда позитивный. Часто организаторы таких проектов имеют дерзость спрашивать, каким образом мы можем быть полезны, и пытаются принизить нас. А после все равно обращаются к нам, рассчитывая на нашу помощь. Очень часто подобные мероприятия непродуманны: артистов привлекают сумбурно, не могут создать необходимые условия для выступления…
С некоторых пор я начал отказываться участвовать в подобных мероприятиях. Проблема в том, что люди не хотят работать сообща. А мне хочется быть полезным, а не использованным. Поэтому теперь мы сами проводим благотворительные акции: выбираем дату, место, время, тех, кто будет этим заниматься, продумываем программу…
Самое страшное, что за 20 лет независимости культуру перестали развивать на государственном уровне. Но я хочу вспомнить о человеке, который внес огромную лепту в развитие украинской музыки. Это Дмитрий Цыпердюк (солист группы “Dazzle Dreams”). Он стоял у истоков значимых для Украины фестивалей и достоин многих почетных званий.
ЮК: Можно ли сказать, что работа на металлургическом гиганте закалила характер и помогла выработать качества, необходимые для достижения творческих целей?
АМ: Работа на металлургическом гиганте действительно закаляет, дисциплинирует и дает представление о ценности денег в этой стране. Проработав десять лет, ты начинаешь правильно относиться к деньгам. Также эта работа многое дает в сфере отношений с людьми.
ЮК: Ваши песни невероятно мелодичны. Под композицию “Зимовий пляж” и вовсе хочется слиться с музыкой в уютной камерной обстановке… А как вы обычно проводите свободные весенне-летние вечера?
АМ: Я люблю спорт, например волейбол: это интеллектуальная игра, но в ней возможен и определенный выплеск энергии, особенно когда ты работаешь в нападении. Из-за своей профессии я оставил опасные виды спорта, кроме сноуборда: он очень мне нравится!
ЮК: Пересматривая клип на вашу песню “Бувай, малий”, я захотела спросить: кто вы – странник с гитарой за спиной или больше домосед с прочной крепостью?
АМ: Мне присуще и то, и то: я не странник, хотя есть интерес к путешествиям, и не домосед, хоть и хочу свою крепость, место, где, по словам Розенбаума, тебя не достанет никто. Хочу увидеть мир и показать его детям. Когда я был ребенком, я объездил многие города России в составе гандбольной команды, но не был в других странах. И сейчас самое время их посмотреть.
ЮК: Вам хотелось бы еще раз поучаствовать в мероприятии наподобие “Голоса страны”? Скучаете по тем эмоциям, которые вы испытали на этом телевизионном проекте?
АМ: В принципе, хочу. Голос получился масштабным и запоминающимся. Тогда у меня был процесс становления, я заработал промоушен. Но самым захватывающим был процесс соперничества, а также командная работа. Меня невероятно захлестнуло.
Нечто подобное было и на шоу “Вышка”. Проект получился столь же насыщенным. Тем более что я люблю рисковать, чувствовать выплеск адреналина. Поэтому я с удовольствием поучаствовал бы еще в каком-нибудь подобном проекте.
ЮК: Сейчас Украина переживает очень сложный период. Что, по вашему мнению, есть уникального в украинской нации? И что необходимо сделать каждому из нас для формирования сильной и единой страны?
АМ: Украинская нация существует, и это уже уникально. Ведь нас постоянно пытаются разделить на две части – запад и восток. Сейчас же реальная картина разделения обострилась до предела. И все вокруг видят то друзей, то врагов. Но наше восприятие зависит только от нашего отношения. И если мы хотим строить лучшее будущее, нужно знать историю Украины. И научиться жить в мире. Каждый регион может сохранять свою уникальность, но быть частью единой страны. Мы должны просто уважать друг друга, ничего никому не навязывая. Ведь прискорбно растащить на куски такую большую страну, идя на поводу у каких-то политических лидеров.
ЮК: Что интересного вы готовите для своих поклонников? Чем хотите удивить их?
АМ: Поклонников можно удивить не совсем удачно. Поэтому нужно быть осторожным с творческими экспериментами: если это эксперимент ради эксперимента, зритель может его и не понять.
Беседовала Юлия Козда
Для журнала “Афиша” № 09-10 (204-205)