Елена Руяткина: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
FASHION ADDICT
Текст: Юлия Козда
Для: группы глянцевых журналов MEGAPOLIS
Фото предоставлены Еленой Руяткиной
Модельер, стилистка и портниха Елена Руяткина уже 15 лет живет в сердце модной столицы. За свою карьеру она успела поработать с мировыми брендами, среди которых Balenciaga, Saint Laurent, Givenchy, Chloé, Lanvin, Azzedine Alaïa и Jean-Paul Gaultier. Кажется, фешн бьется в унисон с ее сердцем: она мчится в Канны, чтобы привести в порядок платья для красной дорожки, летит в Нью-Йорк, чтобы организовать с подружками отпуск в стиле «Секс в большом городе», шьет творения Lena Runa Dress и ни на минуту не устает наслаждаться миром моды и красоты. Заглянем за кулисы?
Как начался роман с модой?
Он начался, когда я была еще ребенком. Всегда вдохновлялась моей молодой мамой, ее огромным гардеробом со множеством сшитых на заказ вещей, сумочек, оригинальных туфелек, ее манящими духами, стоящими на трельяже. Когда улетела в Париж в третий раз, гуляя по Авеню Монтень, мечтательно попросила прохожих сфотографировать меня у бутика Dior. Тогда сама себе пожелала поработать с этим домом моды. Узнать все тонкости и секреты овеянного легендами бренда. Зайти в Dior в то время не решалась. И даже мечтать работать в таком ателье могла позволить себе где-то глубоко в душе. (Улыбается.) И все-таки через два года это сбылось. Проработала в Dior с 2016-го до 2020-го — и в от-кутюр, и в прет-а-порте. Разница между ними колоссальная. Это как два разных дома. Реди-ту-веа — самая коммерческая часть работы. От-кутюр – традиции. Особенно во Франции — здесь истоки задают направление всему.
С каким домом работаете сейчас?
Несколько разочарована работой с откутюрным ателье Dior. Наверное, пока там не изменится ситуация с общей атмосферой. Даже размещала об этом пост в инстаграм. Со мной такое впервые произошло с 2008 года — захотелось расторгнуть контракт. Работа вдохновенная и интересная, со множеством красивых традиций — есть чему поучиться. Но климат совсем недружественный, тяжелый и удручающий. Крайне нелегко проживать рабочий день при таких условиях. В реди-ту-веа наоборот — все гармонично, начиная с шефа, задающего настроение всего ателье. С ним всегда хорошо и спокойно. Работаем, общаемся, смеемся, слушаем музыку — и результаты отличные, и работы сдаются раньше. Могу позволить себе пойти в другой дом.
Недавно работала с итальянским Giambattista Valli. Оказалась там в первый раз, и мне понравилось. Его ДНК — роскошные тюлевые платья, много рюшей, бантов, воланов. Команда веселая, любезная и дружеская. Удалось побывать в двух локациях бренда — в основном ателье и шоуруме на Елисейских Полях, в котором удалось встретить Джамбаттиста. Сейчас помогаю в Saint Laurent. Немало ретуши, шьем много нового. Дом создает лукбук для новой коллекции префол. На следующей неделе иду в Céline: сначала — на работу с ВИП-клиентами, после — работать над коллекцией бренда почти до конца февраля.
Топ Giambattista Valli, над которым работала Елена. Spring 2022 Couture
Фото: Courtesy of Giambattista Valli
Какую ценную профессиональную рекомендацию получили за годы карьеры?
Ценить свое время и свободу. Такой совет получила от друга из Givenchy. Моя карьера началась именно оттуда. Проходила там стажировку, после чего осталась еще на два месяца и познакомилась с парнем-фрилансером. Он открыл мне дверь в свободный мир фриланса. Сразу записалась в агентство и с сентября 2008 начала работать в разных домах моды. Мне нравится такой график, ритм и возможность постоянно меняться, знакомиться с новыми фешн-направлениями.
Агентство сообщает о новых предложениях и предлагает даты, на которые дом заказывает меня для миссии — работы над коллекцией. Если есть общий знаменатель и все сходится, контракт запускается. График можно корректировать со смещением дат в течение двух-трех дней в зависимости от объема работы. Пока не хочу ничего менять. Открыла для себя истории Saint Laurent, Dior, Chloé, Balenciaga и многих других, узнала тонкости индивидуальных техник работы, познакомилась с мастерами. Могу набираться опыта в разных домах и между миссиями смело посвящать время себе, семье, путешествиям и собственным любимым проектам, шить платья Lena Runa Dress. Самое важное — чувство свободы. Возможность свободы слова, выбора, события. (Улыбается.)
«Зайти в Dior в то время не решалась. И даже мечтать работать в таком ателье могла позволить себе где-то глубоко в душе»
Что изменилось во время карантина?
Был долгий период безработицы. В феврале и марте 2020 работала в Givenchy. С 17 марта всех закрыли дома. В сентябре вернулась в Dior к работе над коллекцией реди-ту-веа. Следующая миссия была уже в ноябре в AZ Factory, которую запустил Альбер Эльбаз. В творениях нового бренда он решил соединить традиции и технологии. Из-за падения продаж бюджет многих домов сократился. Обороты начали подниматься только в конце 2020 года.
Работая в «священных» стенах, чувствуете ли вы изменения в мире от-кутюр? Или это до сих пор искусство? На что делает ставки высокая мода?
На заинтересованность клиентов. Да, дефиле высокой моды — это музей, искусство. Но прежде всего это индустрия, которая держится на денежном обмене как огромный арт-проект. Я не была в откутюрном ателье Dior с 2018 года, вернулась туда в конце 2021-го. Сейчас они покупают новые дома, производят ремонт в новом бутике. Там разместятся несколько пятизвездочных сьютов для ВИП-клиентов, которые будут приезжать в Париж для примерки кутюрных платьев. Они смогут остаться в номере дома, не переезжая в другую гостиницу, что удобно и изящно.
Но вместе с этим непонятно другое. Раньше мы шили бюстье из хлопка, теперь — из полиэстера. Было стыдно увидеть такое. Как-то неловко встретить подобное в от-кутюр. Это Dior, традиция! Как такое можно было предположить? Когда шьем бюстье из хлопка, надеваем его на манекен и отпариваем все утюгом, чтобы оно приобрело хорошую форму. Потом все идеально садится. К тому же хлопок приятен к телу — здесь даже не поспоришь. Это действительно загадка.
С Бастидом Рэйем и Альбером Эльбазом на примерке в Lanvin
«Я увлекаюсь женщинами, и больше всего на свете мне нравится смотреть на “трансформацию”, которая происходит, когда женщина надевает одно из моих платьев», — говорил Альбер Эльбаз. Вспомнилось фото с дизайнером из вашего инстаграм, на котором вы примерите платье Lanvin для Эммы Стоун. Что вас восхищало в Альбере?
Да, Эмма тогда не смогла прилететь на примерку. У нас приблизительно одинаковые параметры, потому решили примерить на меня. Это событие очень запомнилось. В Альбере прежде всего восхищала человечность по отношению к другим. Совершенно ко всем. Его безграничный креатив, которого хватило бы еще на столетие, большая теплая душа, полная тонкого юмора и жажды жизни. Но, к сожалению, его охватил огромный страх перед COVID-19, он заболел, хоть и был дважды привит. Фешн-мир потерял гения моды… Новость потрясла всех.
Расскажите немного о том, что происходит на парижских бекстейджах.
Все готовится заранее. Dior уже установил огромную палатку на площади Согласия, где проходят репетиции дефиле. Мы тем временем и дальше шьем коллекцию, чтобы все успеть. В день дефиле манекенщицы приходят заблаговременно на макияж и прическу. Все зоны четко распределены. В зале одевания с обеих сторон стоят несколько кронштейнов, на каждом вешают платья в соответствии с хронологией дефиле с карточками-описанием и последовательностью формирования полного образа, который предварительно готовится в студии во время фитинга.
Часто девушек одевают и работники из ателье, потому что мы в курсе всех нюансов кроя и застежек. Бывают казусы, когда лопается молния перед показом — приходится чинить все прямо на модели перед выходом. Это жаркий период для всех участников шоу. Помню яркий момент. Все настроились на финальный проход, и вдруг в зоне бекстейджа появляются Анна Винтур и Мария Грация. Анна решила посмотреть коллекцию лично и поделиться мнением о ней. Тогда в зале была очень мощная энергетика. После дефиле бек всегда заполнен звездами, которые хотят заглянуть за кулисы, прикоснуться к платьям и поговорить с дизайнером.
Если бы выделить в каждом парижском доме, с которым сотрудничали, одну-две знаковые вещи, что бы это было?
Dior — серьги «Tribale» и сумка «Lady Dior». Но если покупать пару, следует носить их отдельно; на втором ухе — серьгу-кольцо например, для асимметрии. Chloé — сумочка Chloé C и бежевая шелковая рубашка — базовая и одновременно шикарная. Ее можно комбинировать и с джинсами, и с классическими брюками, с каблуками и кроссовками. Azzedine Alaya — маленькое черное платье из хорошего плотного трикотажа. Lanvin — асимметричные платья (я работала в Lanvin при Альбере Эльбазе) и украшения «Arpege». Celiné – сумочка «Triomphe» с двойной буквой С и большая холщовая кремовая сумка. Saint Laurent — сумочка «le 5 à 7 hobo» (один минус – она без молнии, а для парижской жизни это проблема) и черный несравненный блейзер отточенной формы. AZ Factory — топовое функциональное трикотажное платье с роскошным бантом из репсовой ленты (кстати, трикотаж бренд заказывает в Италии, как и Azzedine Alaïa). То, что нужно для изящного парижского стиля: дозированная непринужденная легкость с маленькой щепоткой шика.